+38 (068) 115-23-65
РУС  |  УКР

Угроза безопасности, которую мы игнорировали: террористы-беспилотники

Дроны – террористы со взрывчаткой или химическим оружием

Вашингтон Пост опубликовал взгляд на проблему своего журналиста.

Два года назад журналистам было бы трудно провести встречу с младшим референтом Вашингтона, чтобы обсудить этот вопрос. Год назад люди начали морщить лоб при упоминании о беспилотниках. Теперь, это тема номер один для целой «команды экспертов, созданной внутри федерального правительства», как сказал сенаторам шеф Национального центра по  борьбе с терроризмом Николас Расмуссен. «Это настоящая проблема», - отметил он.

Директор ФБР Кристофер А. Врай, обсуждая этот же вопрос, сказал, что угроза ощутимая и немедленная: «Мы ожидаем, что это непременно случится ». Дроны «относительно легко приобрести, относительно легко ими управлять и довольно сложно выявить, проследить и уничтожить».

Большинство беспилотных летательных аппаратов, продаваемых в Соединенных Штатах, являются маленькими птицами ближнего действия, нацеленными на рынок любителей,  и непригодны для перевозки грузов. Но потенциальный террорист может выйти в интернет и купить коммерческую модель по цене  телевизора с плоским экраном, достаточно тяжелую для доставки небольшого пакета. Вам не обязательно быть голливудским сценаристом, чтобы представить, что может случиться дальше: почти бесшумный, парящий на низких высотах, маленький вертолет с небольшой бомбой или запасом токсичных материалов обведет вокруг пальца метало- детекторы,  барьеры и телохранителей, чтобы нанести удар по большому скоплению людей,  высокопоставленным чиновникам  или религиозным центрам. В 2015 году хоббийный дрон приземлился на газон Белого дома.

Осознавая эту угрозу, в этом году администрация Трампа разработала законодательство, усиливающие полицейские полномочия в отслеживании гражданских беспилотников и их полезных нагрузок, включая полномочия уничтожать беспилотные летательные аппараты, которые кажутся угрожающими. Среди быстро растущего числа любителей и предпринимателей, которые используют беспилотные летательные аппараты для развлечения или получения прибыли, растет тревога по поводу предлагаемого законодательства.

Реальность такова, что за сегодняшней опасностью скоро последует гораздо более серьезная угроза. В то время как Расмуссен и Рэй рассказывали на Капитолийском холме о проблеме радиоуправляемых и беспилотных летательных аппаратов с GPS относительно небольшого размера, большинство ведущих ученых в области автономного полета собирались в Ванкувере, Британская Колумбия, чтобы поделиться деталями своего успеха по  строительству полностью автоматически управляемых (самонаводящихся) летательных аппаратов.

Один из этих ученых поделился своими раздумьями с журналистом об основном направлении развития. Он уверенно говорит о том, что серийная технология беспилотных летательных аппаратов будет быстро перемещаться от грузоподъемности в одну гранату  до перевозки грузов весом  10 или 12 фунтов. Как показал опыт террористов с поясом смертника, взрывчатки такого веса достаточно для огромного количества разрушений.

Однако более важным является быстрый прогресс в направлении полностью автономной навигации. Воодушевленные специалистами Пентагона, которые прогнозируют создание вертолета, автоматически выполняющего спасательные миссии в зоне боевых действий и не подвергающего опасности человеческие экипажи, ученые, встретившиеся в Ванкувере, пошли по пути создания беспилотных летательных аппаратов, которые летают независимо от управления по радио или GPS. Эти воздушные суда могут «видеть» и обследовать ландшафт, чтобы точно знать, где они находятся, и управлять сами собой, чтобы огибать движущиеся автомобили, деревья и линии электропередач по пути к месту назначения.

Разные цели.

Если вы в восторге от идеи  однажды вступить на борт личного самолета, выбрав точку назначения на панели управления и взмыть над напряженным автомобильным трафиком, обещание по-настоящему автономного полета очень привлекательно. Новаторы, такие как основатель Google Ларри Пейдж и Airbus, разрабатывают идею персональных автономно летающих транспортных средств.

Но если вы специалист по борьбе с терроризмом, эта технология беспокоит вас. Наша лучшая защита от террористических беспилотных летательных аппаратов покоится на трех китах. Первый - это радар, но радар плохо работает с малыми летающими целями. В качестве альтернативы мы можем создавать помехи радиосигналам управления, но автономным беспилотным летательным аппаратам, находящимся в разработке, не требуется радиоконтроллер. Наша третья линия обороны - это прерывание GPS сигнала. Но беспилотник, который может «читать» ландшафт и реагировать на препятствия, сможет летать без такого руководства.

«Транспортные средства, которые мы разрабатываем [для Пентагона], специально разработаны для преодоления всех трех систем защиты», - сказал мне обеспокоенный ученый.

Одна важная черта развития технологии: сегодняшний невероятный эксперимент – это завтра недорогой гаджет. Вероятно, в вашем автомобиле больше вычислительной мощности, чем у NASA на космическом шаттле. Если автономные беспилотные летательные аппараты сегодня могут выполнять сложные имитационные боевые задачи, то можно поспорить, что завтра эта технология в том или ином качестве будет доступна для обычных покупателей.

И одно мы знаем о террористах: им нравятся гаджеты. Они научились взрывать бомбы с помощью мобильных телефонов, игрушечных автомобилей, открывателей гаражных ворот и так далее. Как только у них будет доступ к почти не выявляемым летательным аппаратам, достаточно большим для переноса значительных полезных нагрузок, мы можем быть уверены, что они попытаются использовать их для создания хаоса. Это угроза, к которой следует привлечь внимание экспертов.

Возможно, Вашингтон медленно реагирует на  эту новую угрозу. Но все же еще не поздно.